Музей Виктории и Альберта придет в Шотландию

 

Британский музей Виктории и Альберта (V&A) откроет свое представительство в шотландском городе Данди. Оно разместится в галерее, которая будет возведена на берегах реки Тэй. Здесь будут проходить передвижные выставки, а также проводиться исследования в области современного дизайна. Строительство подразделения, которое планируется открыть к концу 2014 года, оценивается в 47 миллионов фунтов.

V&A в Данди будет отличаться от весьма популярных подразделений галереи Тейт в Сент-Ивсе и Ливерпуле. В нем будут проводиться только временные выставки, а подготовка постоянной экспозиции пока не планируется.

Уже объявлен международный конкурс архитектурных проектов нового здания. В числе возможных претендентов на заключение контракта называют даже знаменитого американца Фрэнка Гери (Frank Gehry), спроектировавшего музей Гуггенхайма в Бильбао.

Финансирование проекта пока еще затруднено. Необходимо собрать у правительственных организаций и частных спонсоров 46 миллионов фунтов всего за два-три года. При нынешних экономических условиях, когда государственное и частное финансирование сферы искусств всячески сокращается, найти нужную сумму будет довольно сложно. Сейчас администрация Данди запросила у правительства Шотландии 15 миллионов фунтов. Однако министры пока не ответили, смогут ли выделить на строительство такие большие деньги, поскольку бюджет Шотландии на будущий год еще не определен.

Профессор Пит Доунс (Pete Downes), входящий в состав группы руководителей проекта, рассказал, что в ближайшие три года им необходимо собрать у благотворителей и частных спонсоров 30 миллионов фунтов. Он признался, что это весьма сложная задача, но при этом отметил, что реализация проектов такого рода очень важна для борьбы с рецессией.

Возведение здания V&A в Данди станет важной частью масштабной перестройки прибрежной зоны города. По аналогичной схеме в последние годы также возрождаются другие порты и промышленные центры Великобритании, находившиеся в плохом состоянии, такие как Гейтсхед, Сэлфорд, Лидс и Ливерпуль, где строятся престижные центры культуры и искусства.

Директор музея Виктории и Альберта Марк Джонс (Mark Jones), комментируя строительство филиала в Данди, заявил: «Я считаю, что это серьезный проект и что он сделает хорошее дело. Мы постоянно проводим выездные выставки и полагаем, что такое сотрудничество будет полезным для обеих сторон».

Параллельно с филиалом в Данди музей Виктории и Альберта также развивает еще два небольших проекта. V&A планирует построить постоянное выставочное пространство в городе-курорте Блэкпул, а также проводить свои выставки в Millenium Gallery в Шеффилде.

 

 

 

В Вашингтоне найдена гравюра с подписью «Рембрандт»

В Католическом университете Америки в Вашингтоне найдена гравюра с подписью «Рембрандт». Ее обнаружил более 10 лет назад президент университета высокопреподобный Дэвид М. О’Коннел (David M. O’Connel). Отправившись на поиски бумажных полотенец в своей ванной комнате, он заметил что-то странное на нижней полке шкафа и вытащил из-под кучи ненужного хлама старинную раму, в которую была вставлена маленькая гравюра. На ней был изображен пожилой мужчина с пышной бородой и в высокой шляпе. Имелась и подпись — «Рембрандт».

О’Коннел поместил находку в свою коллекцию произведений искусства и стал показывать ее гостям. За многие годы он так и не взялся выяснить, действительно ли гравюра была создана великим Рембрандтом (Rémbrándt van Rijn). И вот примерно год назад он пригласил к себе университетского архивиста Лесли Кноблаух (Leslie Knoblauch) и показал ей загадочную работу. Кноблаух отвезла ее к себе в офис, позвонила оценщику Аллану Стайпеку мл. (Allan Stypeck Jr.) и отправила ему фотографии гравюры. Тот ответил, что это действительно творение Рембрандта.

При этом Стайпек признался, что так и не видел самой гравюры и судил лишь по фотографиям. Он объяснил это тем, что она не может стоить дорого. В основном Стайпек работает с редкими книгами и документами, но он сказал, что связанные с Рембрандтом эстампы встречаются часто и их легко оценить.

С таким подходом не совсем согласен арт-дилер из Сан-Франциско Питер Фэйрбэнкс (Peter Fairbanks). По его словам, оценщик обязательно должен лично изучить сам эстамп и постараться определить, в какое издание он мог входить и не является ли он просто репродукцией. Такие гравюры, даже если они подлинные, могут стоить от 2 тысяч долларов (если находятся в плохом состоянии) до 100 тысяч.

Частный дилер из Калифорнии Джэн Льюис Слэвид (Jan Lewis Slavid), занимающаяся эстампами, согласилась с тем, что оценщик непременно должен сам изучить отпечаток. Она также рассказала, что видела снимки гравюры, сделанные с высоким разрешением, и убеждена в том, что она подлинная. При этом она заявила, что работа находится в плохом состоянии и вряд ли может стоить дорого.

Тем не менее Лесли Кноблаух и ее ассистент Пол Уэстли Буш (Paul Westley Bush) решили показать найденную гравюру публике и организовали выставку, которую назвали «Рембрандт и другие старые мастера в Католическом университете». В экспозицию включены рисунки, офорты, гравюры и ксилографии из коллекции университета, которые на протяжении многих лет не выставлялись для широкой публики. Выставка будет работать до 24 мая 2010 года.

 

«Истоки Эль Греко» в Культурном центре Онассиса

В нью-йоркском Культурном центре Онассиса, открыта выставка «Истоки Эль Греко». В экспозиции представлено 46 живописных произведений XV — XVI веков, в том числе ранние работы великого Эль Греко (El Greco). Они поступили из публичных и частных коллекций США и Канады, Греции и других европейских стран, а многие из них экспонируются в Соединенных Штатах впервые.

Куратор выставки Анастасия Драндаки (Anastasia Drandaki), возглавляющая отделение византийского искусства в Музее Бенаки (Афины), рассказала: «Критские иконописцы XV — XVI веков прославились своим мастерством создания безупречных икон не только в традиционной византийской манере, но и в духе западноевропейских образцов. Разумеется, диалог между западноевропейской и византийской живописью начался гораздо раньше, однако именно в это время под действием некоторых факторов западноевропейский стиль стал более заметным в работах критских художников, в особенности после того, как Константинополь пал после длительной осады под напором турков в 1453 году». На выставке можно увидеть, какое воплощение эти изменения и тенденции получили в живописных работах двух столетий.      

Основу экспозиции составляют 11 превосходных икон из коллекции Церкви Святой Екатерины в Ираклионе (Крит). Она была основана в X веке и принадлежала одноименному монастырю у подножья горы Синай; в XVI веке она поддерживала большую ученую монастырскую общину. А с 1967 года здесь хранится внушительная коллекция православных икон и других религиозных предметов. Десять икон из коллекции Церкви Святой Екатерины до этого покидали Крит только однажды, в 1993 году для выставки в Афинах. А последняя, одиннадцатая — «Тайная вечеря» Михаила Дамаскина (Michael Damaskenos), — в 1999 году даже побывала за пределами Греции, на передвижной выставке Эль Греко в Афинах, Мадриде и Риме.

Еще четыре иконы на выставке в Культурном центре Онассиса приехали из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Это «Оплакивание Христа» (из коллекции императрицы Марии Александровны, супруги Александра II), «Воскресение», «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине» и «Богородица Никопея со святыми Афанасием, Спиридоном, Мариной и Рохом и Святым Димитрием верхом на коне». Все они ни разу не вывозились с момента поступления в коллекцию Эрмитажа в 1930 году.

Экспозиция наконец-то вновь объединит две части триптиха кисти Эль Греко: «Крещение» из собрания муниципалитета Ираклиона и «Поклонение волхвов», принадлежащее Королевскому Университету в Кингстоне (Онтарио, Канада). То, что эти два произведения являются фрагментами одного триптиха, выяснилось лишь недавно.

Посетители также смогут увидеть еще два творения Эль Греко. Это ранняя работа «Успение Богоматери», которая очень редко покидает пределы церкви в Эрмуполисе на острове Сирос (Греция), и позднее произведение испанского периода «Коронация Девы Марии», поступившее на выставку из коллекции Фонда Александра Онассиса.

Выставка работает до 27 февраля 2010 года

В Польше нашли украденную 10 лет назад картину Моне

В Польше обнаружена картина знаменитого импрессиониста Клода Моне (Claude Monet), украденная из музея на западе страны 10 лет назад. Как сообщил представитель полиции Познани Ромуальд Пецух (Romuald Piecuch), в городе Олькуш был задержан 41-летний мужчина, у которого была найдена работа «Пляж в Пурвиле». Он был отправлен в Познань вместе с картиной.

«Пляж в Пурвиле» был украден в сентябре 2000 года из Национального музея в Познани. Вор вырезал полотно из рамы, а на его место поставил копию, написанную на картоне. Тогда стоимость картины оценивалась в миллион долларов

 

 

Эмали мира в Эрмитаже

В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Эмали мира. 1700–2000. Из коллекции Халили», представляющая 320 произведений прикладного искусства из обширного собрания профессора Насcера Д. Халили, насчитывающего 1200 предметов.

Экспозиция знакомит зрителей с развитием эмальерного искусства во времени и в географическом пространстве. На выставке собраны работы, созданные в течение трех столетий — с 1700 до 2000 год мастерами Европы, Дальнего Востока, мусульманских регионов.

Эмаль — это сложный по составу стекловидный сплав, в который добавляются окислы различных металлов, придающие тот или иной цвет в зависимости от металла. К XVIII столетию европейскими мастерами уже были разработаны почти все основные техники изготовления эмалевых изделий. Самая ранняя из них — это выемчатая эмаль — техника, при которой рисунок вырезается в толще металла, получившиеся при этом углубления заполняются порошком эмали, затем предмет обжигается и полируется. При создании перегородчатой эмали на металлической пластине вырезается рисунок, по контуру которого напаиваются полоски из расплющенной проволоки, поставленные на ребро. Образовавшиеся ячейки заполняют порошком эмали и обжигают. Разновидностями перегородчатой эмали является эмаль по скани и витражная эмаль. В последней отсутствует металлическая основа и эмалью заполняют каркас-рисунок из проволоки. В технике расписной (живописной) эмали краски наносятся и обжигаются на уже подготовленную эмалированную поверхность. Поскольку для разного цвета эмалей требуется разная температура плавления, то обжиг повторяют многократно.

Техники и технологии на протяжении этих трех веков усложнялись, обогащались новыми изобретениями. Развитию этого вида искусства, как и других, способствовало покровительство, которое оказывалось европейскими дворами и аристократией мастерам, создававшим предметы роскоши. В XIX веке круг заказчиков расширился за счет богатой буржуазии. Многочисленные художественно-промышленные выставки также активизировали творческую деятельность эмальеров.

Изделия из эмали во все времена высоко ценились. Выполненные искусными мастерами, они часто использовались в качестве дорогостоящих подарков наряду с изделиями, украшенными драгоценными камнями. Именно эта роль эмалевых произведений отражена в витринах в центре зала (№ 1–7). В них представлены предметы, которые были подарены августейшими особами по случаю свадеб и рождений, визитов государственных деятелей. Они были наградами за верную службу, и, наконец, знаками благорасположения. Здесь же демонстрируются работы мастеров крупных фирм, получивших признание на международных выставках и во многом определивших направления в развитии этого вида искусства. Международные выставки стимулировали рынок художественных эмалей промышленного производства. Однако спрос на изделия ручной работы сохранялся.

В других витринах в центре зала (№ 8–9) демонстрируются изделия, наглядно показывающие широту распространения как новых идей, так и самих произведений. Если в XVIII веке европейские мастера делали вещи для восточного рынка, то в XIX столетии Европа была очарована изделиями китайских и японских мастеров. При этом не только перемещались изделия ювелиров и эмальеров, но и сами мастера переезжали из страны в страну, распространяя новые знания и в то же время получая их. Взаимовлияние и взаимообогащение обусловили высокий уровень искусства эмали в эти три столетия.

В витринах, стоящих по периметру зала, выставлены изделия разных стран Европы, Китая, Японии, Турции, Ирана, Индии. Отдельно представлен раздел, посвященный стилю историзма. В середине и во второй половине XIX века художники обратились к искусству прошлого, к эпохам наиболее плодотворным в национальном искусстве. В западной литературе этот период стали называть Revivalism, что должно обозначать Возрождение. Россия представлена работами фирмы Карла Фаберже, а лучшие достижения художников-эмальеров XX века демонстрируются на произведениях крупнейшей французской фирмы Картье.

Кураторы выставки — Марина Николаевна Лопато, заведующая Сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения, и профессор Хейдн Вильямс, Лондон.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог «Эмали мира. 1700–2000. Из коллекции Халили» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2009), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и профессора Наcсера Д. Халили, владельца коллекции.

Выставка работает до 14 марта 2010 года.

 

Венеция просит у Лувра шедевр Веронезе

Венецианская политическая организация Progetto NordEst (PNE) обратилась к первой леди Франции Карле Бруни (Carla Bruni) с просьбой помочь вернуть в Венецию знаменитое полотно Паоло Веронезе (Paolo Veronese) «Брак в Кане Галилейской». До конца XVIII века оно украшало трапезную бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре, но в 1797 году было вывезено Наполеоном во Францию и с тех пор находится в коллекции парижского Лувра.

В письменном обращении к супруге Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) глава департамента PNE по культуре Этторе Беджато (Ettore Beggiato) выразил надежду на то, что благодаря своему авторитету она сможет убедить представителей Лувра расстаться с этим шедевром. Рассчитывать на поддержку Бруни, по-видимому, позволяет тот факт, что она ранее уже высказывалась в пользу возвращения полотна Веронезе в Венецию. К тому же в ноябре прошлого года супруга французского президента передала Фонду Чини, который как раз находится на венецианском острове Сан-Джорджо, большой архив своего отца, Альберто Бруни Тедески (Alberto Bruni Tedeschi).

Просьбы венецианской стороны вернуть шедевр Веронезе на родину поступали в Лувр неоднократно. Однако представители музея до сих пор никак на них не откликались. Они лишь согласились на изготовление с помощью компьютерной графики огромной копии, которая 11 сентября 2007 года, к 210-летию захвата картины Наполеоном, разместилась в трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре.

Как отметил Беджати в своем обращении, венецианцы крайне огорчены тем, что им приходится довольствоваться всего лишь копией вместо оригинала.

 Слово и образ. Русские житийные иконы XIV — начала XX века

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открыта выставка «Слово и образ. Русские житийные иконы XIV — начала XX века».

Искусству каждого православного народа присущи свои особые черты, свои открытия и откровения. В них проявилась национальная специфика и своеобразие культуры, основанные на особом, свойственном каждому этносу восприятии христианства. Одним из весомых вкладов русского народа в сокровищницу православного искусства стала житийная икона, которой посвящена выставка «Слово и образ», открытая в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

На Руси популярность житийных икон была во много раз большей, нежели в других православных странах. Богатый спектр различных идей, смысловых оттенков, которые транслировались посредством житийных изображений в культуре Древней Руси и Нового времени, позволяют рассматривать житийную икону как особое явление национального масштаба.

                         

Существование житийной иконы невозможно без литературного текста, лежащего в основе иконографической программы любого повествовательного цикла. Именно этой неразрывной связи текста и изображения в иконе посвящена экспозиция выставки, которая дает представление об обширном круге чтения человека Древней Руси, воплощенном иконописцами разных веков в зримых образах. Прежде всего, это Священное Писание и дополняющие его сочинения — Протоевангелие Иакова, повествующее о рождении и жизни Богородицы до Рождества Христова, «Слово об Успении», рассказывающее о Ее последних днях, апокрифические сказания об апостольских деяниях. Это также обширный и разновременный комплекс Житий святых, как канонических, так и апокрифических, а также Сказания о чудотворных иконах и христианских реликвиях.

Экспонаты выставки сопровождены подробными текстовыми материалами, помогающими зрителю не только правильно «прочитать» икону, но и рассказывающими о литературном источнике, лежащем в ее основе.

На выставке представлено около 70 икон из собрания ЦМиАР, двух частных музеев — Музея невьянской иконы в Екатеринбурге и Частного музея русской иконы в Москве, а также 14 частных коллекций. Значительная часть произведений экспонируется впервые. Особый интерес среди них представляют иконы «Святитель Николай Чудотворец, с житием» середины XIV века (собрание В. А. Логвиненко), «Мученик Мина, с житием» середины XVI века (ЦМиАР), «Богоматерь Тихвинская, со сказанием об образе» 1560-х годов (ЦМиАР), «Апостол и евангелист Иоанн Богослов, с житием» середины XVII века (собрание Г. У. Ершова), «Мученик Феодор Стратилат, с житием» конца XVII века (собрание В. А. Логвиненко) и другие. На выставке также представлен ряд уникальных по своему сюжету икон XVIII — XIX веков.

Выставка будет работать до 31 января 2010 года.

 

 

Выставка работ Веры Мухиной

Выставка произведений Веры Мухиной, на которой помимо скульптуры можно увидеть и графику, и декоративно-прикладное искусство, открылась в четверг в Русском музее и будет работать до конца января, передает корреспондент РИА Новости.
В экспозиции представлено более двухсот графических, живописных и скульптурных произведений Мухиной. Расположена она по хронологии: от ранних работ, сделанных в начале 1910-х годов до памятников Горькому, Ленину и героям труда, которые скульптор создавала в последние годы жизни. Самое известное произведение Мухиной - "Рабочий и колхозница" - представлена в виде нескольких эскизов и набросков, а также макета памятника.
Скульптуры Мухиной в Русском показаны во всем многообразии: есть и ранние ученические опыты, и портреты знакомых и советских героев, и массивные проекты. Очень разные эти скульптуры и по технике: Мухина работала и в традиционных гипсе и бронзе, и с вовсе неожиданным скульптурным материалом - шлифованным стеклом.
В Русском музее можно увидеть и ту Мухину, которая широкой публике вовсе незнакома. В частности, на выставке представлены ее театральные опыты, эскизы костюмов и декораций к постановкам, которые так и не были реализованы: в том числе, к спектаклю по пьесе Александра Блока "Роза и крест".
Достаточно много можно увидеть работ Мухиной-дизайнера и оформителя. Помимо книжной графики, экслибрисов и эскизов орнаментов для ткани, можно увидеть вовсе неожиданные опыты скульптора со стеклом - несколько сервизов, созданных по эскизам Мухиной (известно, что создатель "Рабочего и колхозницы", среди прочего, изобрела граненый стакан).
Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) - советский скульптор, автор памятника "Рабочий и колхозница". В юности училась живописи в мастерских известных пейзажистов Константина Юона и Ильи Машкова. Затем училась в Париже в академии Гран-Шомьер у скульптора Эмиля Антуана Бурделя.
Мухина создала огромное колличество скульптур (в частности, участвовала в ленинском плане монументальной пропаганды, который предполагал создание памятников революционным героям). В 1937 году ее скульптурная группа "Рабочий и колхозница" произвела фурор на Всемирной выставке в Париже. С 1939 года работа стояла у входа на ВСХВ (ВВЦ). В 2003 году скульптурную группу разобрали для реставрации. На свое место "Рабочий и колхозница" должны вернуться в 2010 год
у.

 

 Лувр ждет разрешения властей, чтобы вернуть Египту древние реликвии

Лувр ждет разрешения научной комиссии и министерства культуры Франции, чтобы вернуть Египту фрагменты стелы времен фараонов, из-за которых Египет прекратил сотрудничать с музеем.

В среду Египет объявил, что прекращает научное сотрудничество с Лувром вплоть до возвращения египетской стороне украденных ранее фрагментов стелы времен фараонов. Эти фрагменты, по информации Каира, были ранее обнаружены в одной из гробниц Луксора (юг страны), а затем незаконно вывезены.
"Процесс передачи начался. Но решение зависит не только от музея. Чтобы вернуть произведение искусства, сначала нужно получить заключение Национальной научной комиссии французских коллекций и музеев", - заявил собеседник агентства.
В конце этой недели Комиссия будет принимать решение об исключении фрагментов стелы из принадлежащего Франции культурного наследия.
Затем должен последовать соответствующий указ министерства культуры, и лишь тогда фрагменты можно будет передать Египту.
Лувр очень тесно сотрудничает с египетской стороной в изучении истории Древнего Египта. В частности, ученые Лувра ведут раскопки фараоновских пирамид в Сакаре в окрестностях.

 

Художники всего мира встретятся с Папой Римским

Ведущие деятели искусства со всего мира съедутся 21 ноября в Ватикан на встречу с Папой Римским Бенедиктом XVI. По словам председателя Папского совета по культуре Джанфранко Равази (Gianfranco Ravasi), приглашения получили почти 500 человек.
Это мероприятие несомненно послужит напоминанием о двух памятных датах в истории взаимоотношений католической церкви и искусства. Десять лет назад, в 1999 году, предыдущий понтифик Иоанн Павел II обратился с письмом к людям творческих профессий, в котором высказал свое мнение о важности искусства. Он написал, что художники помогают развитию личности и общества. «Создание ценных и прекрасных произведений искусства не только обогащает культурное наследие каждой нации и всего человечества, но и служит на общее благо», — говорилось в письме.
Еще одно важное событие произошло 45 лет назад: в 1964 году Папа Римский Павел VI встретился в Сикстинской капелле с деятелями сферы искусства.
Как отметил Джанфранко Равази, главная цель новой встречи, которая состоится в ноябре, — укрепить связи между Ватиканом и миром искусства и попытаться «возродить плодотворный союз» религии и искусства. На встречу, которая, как и в 1964 году, пройдет в Сикстинской капелле, приглашены художники и скульпторы, архитекторы, поэты и писатели, певцы и музыканты, режиссеры и актеры. Свое присутствие уже подтвердили итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе (Giuseppe Tornatore), композитор Эннио Морриконе (Ennio Morricone), скульптор Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) и американский театральный режиссер Роберт Уилсон (Robert Wilson). Полный список участников будет опубликован через несколько недель. В день накануне встречи гостям будет предложено осмотреть ватиканскую коллекцию современного искусства. А 21 ноября в Сикстинской капелле выступят с речью Джанфранко Равази и, разумеется, сам Бенедикт XVI.

 

Борис Александрович Чайковский

(1925–1996)

Биография

Родился 10 сентября, в Москве, в  интеллигентной семье: отец — специалист по статистике и экономической географии, мать — врач (Борис Чайковский не является родственником Петра Ильича Чайковского). Они хорошо знали литературу и искусство, любили музыку. Этическая основа, заложенная родителями, на всю жизнь стала внутренним стержнем композитора. В возрасте 9 лет Боря Чайковский поступил в Гнесинскую музыкальную школу, продолжил музыкальное образование в училище имени Гнесиных, а затем — в Московской консерватории по классу фортепиано у Льва Оборина, композиции — у Николая Мясковского, Виссариона Шебалина и Дмитрия Шостаковича. Окончив консерваторию в 1949 году, некоторое время работал редактором на Всесоюзном радио, однако в 1952 году принял решение полностью посвятить себя композиции. За написанную в 1969 году Вторую симфонию Чайковскому была вручена Государственная премия СССР. В последующие годы композитор много сочинял, с 1989 вплоть до самой кончины был профессором кафедры композиции Института (Российской Академии Музыки) имени Гнесиных.

Творчество

Чайковский принадлежит к так называемым «композиторам второго поколения», унаследовавшим и развившим как традиции русской классической музыки XIX века (П. Чайковский, Бородин, Лядов, Мусоргский), так и испытывавшим влияние Дмитрия Шостаковича. В сочинениях Чайковского органично сочетаются интеллектуальное и лирическое начало, философская глубина и утончённость. Его композиторская техника основана на классических средствах с использованием новейших приёмов; после экспериментов с серийной техникой (в Камерной симфонии) и полистилистикой (Вторая симфония) он принимает решение обратиться к традиционной тональности и программной музыке, зачастую используя их, тем не менее, в весьма необычном ракурсе.

Стиль Чайковского отчасти перекликается с творчеством его учителя Николая Мясковского, и отмечен новизной идей, темпераментом и динамизмом. Заметной чертой многих сочинений композитора является использование им простых, зачастую коротких тем и дальнейшее их полифоническое, тематическое, остинатное развитие, что часто приводило к созданию крупных одночастных произведений. Оркестровые работы Чайковского отличаются серьёзностью замысла и индивидуальностью в композиционном решении.

С легкостью используя любые сверхсовременные композиторские средства, Б. Чайковский прежде всего стремился к максимальной простоте и выразительности ключевых элементов музыкальной речи. Его ярчайшая индивидуальность проявлялась в первую очередь на «молекулярном» уровне построения мелодии. Интонация композитора всегда узнаваема — будь то короткий мотив или неторопливо разворачивающаяся тема. Дар глубокого философски-поэтического понимания мира проявился уже в ранних сочинениях композитора. Этот дар позволял ему неизменно оставаться самим собой на всех этапах его непростой творческой эволюции.

Творческое наследие Чайковского включает в себя единственную оперу «Звезда», оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, а также многочисленные романсы. Среди исполнителей его произведений — Самуил Самосуд, Александр Гаук, Владимир Федосеев, Квартет имени Бородина и другие выдающиеся музыканты. Композитор также является автором музыки более чем к тридцати театральным спектаклям и кинофильмам (среди которых «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66», «Гори, гори, моя звезда» и др.). В 1985 году Чайковскому было присвоено звание Народного артиста СССР.

Вот что писал о Борисе Чайковском его выдающийся современник Моисей Вайнберг:

Его симфонии, концерты, квартеты, сонаты показывают, что нет отмирающих жанров, ибо в лаборатории, где царствует талант, любой жанр является в основном стимулом и толчком для фантазии, вдохновения, общения с людьми, реализации вынашиваемых или спонтанно возникающих идей[1].

Основные сочинения

  • Опера «Звезда» (1949, не окончена)
Оркестровые произведения
  • Четыре симфонии (1947, 1967, 1980 «Севастопольская», 1993 «Симфония с арфой»)
  • «Шествие» (1946)
  • Фантазия на русские народные темы (1950)
  • Славянская рапсодия (1951)
  • Симфониетта для струнных (1953)
  • Каприччио на английские темы (1954)
  • Увертюра (1957)
  • Камерная симфония (1967)
  • Тема и восемь вариаций (1973)
  • Четыре прелюдии для камерного оркестра (1984)
  • «Подросток», симфоническая поэма по Достоевскому (1984)
  • «Ветер Сибири», симфоническая поэма (1984)
  • «Музыка для оркестра» (1987)
Концерты
  • Концерт для кларнета и камерного оркестра (1957)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1964)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1969)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1971)
Камерные сочинения
  • Фортепианный квинтет (1962)
  • Шесть струнных квартетов (1954, 1961, 1967, 1972, 1974, 1976)
  • Фортепианное трио (1953)
  • Соната для двух фортепиано (1973)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1959)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1957)
  • Партита для виолончели и камерного ансамбля (1966)
  • Две сонаты для фортепиано (1944, 1952), несколько циклов миниатюр для фортепиано
 
  • Вокальные циклы на стихи Лермонтова, Пушкина, Тютчева, Заболоцкого для голоса и фортепиано или камерных ансамблей
  • Музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам и др.

 

85 лет со Дня Рождения Булата Окуджавы

Булат Шалвович Окуджава (1924–1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом.

 В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 19461950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете».

Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе. Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950 годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране.

 Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Всенародная слава Окуджавы-барда вызывала подозрительное отношение к нему у партийных идеологов, а также завистливо-снобистскую реакцию со стороны многих литераторов, долгие годы стремившихся отлучить его от «высокой» поэзии.

Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в. Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы».

 Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов. В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.

 Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне. Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы).

 Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации. Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера Надежда Любовь.

 Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка. Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 19651968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (19691970), Путешествие дилетантов (19711977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю.

 В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (19901993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии.

 

Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджаве принадлежат сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «Катюша» (1965), Верность (1965), он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 июня1997.

 

 

 

18 апреля – Международный день памятников и исторических мест, День памятников истории и культуры

С 1984 года вся мировая общественность 18 апреля отмечает Международный День памятников и исторических мест, установленный в 1983 году ЮНЕСКО. Эта дата напоминает нам о значении памятников для истории человечества, о необходимости бережного отношения к своей истории.

В 1924 году в СССР Инструкцией Наркомпроса был разработан Указ (на основании постановления Всероссийского ЦИК и Совнаркома от 7 июля 1924 года), по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».

В 1934 году вышло постановление, согласно которому запретительные меры Указа стали считать устаревшими и неприменимыми вследствие огромного размаха хозяйственного строительства.

В 1976 году был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», но этот закон фактически не работает. На сегодняшний день ситуация обстоит еще хуже – соответствующих законов либо нет, либо они не соблюдаются, памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания.

В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, там сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок, а на севере Англии, в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, протянувшийся на 117 километров, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей Империи

 

 

 

120 лет со дня Рождения Чарли Чаплина

Чарли Чаплин (Charles Chaplin) американский (английский) киноактер, режиссер, сценарист, композитор, продюсер. Родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, умер 25 декабря 1977 года в Веве (Швейцария). Нет в мировом кинематографе другого актера, слава которого была бы столь же велика и продолжительна. Почти полвека появлялся Чарли Чаплин на экране, вызывая восторг зрителей и критики. За это время взошли и погасли тысячи других звезд, а он продолжал оставаться любимцем публики. В чем же секрет этой непреходящей популярности? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. Здесь и огромное актерское мастерство, и безукоризненное владение искусством смешного, и удивительное умение соединять комическое с трагическим. Главное же, что всегда обеспечивало ему успех, это — любовь к людям, получившая зримое воплощение в созданном им образе Чарли, — маленького, нищего человечка с большим сердцем и добрыми грустными глазами.

Этот персонаж хорошо знаком актеру: ведь он сам вышел из гущи народной, в детстве познав всю тяжесть полуголодного существования. Рано оставшись без отца, он еще ребенком начал выступать на сцене. А когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 году и приехал на гастроли в США.

Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Но лишь имея за плечами уже почти десяток коротких лент («Детские автогонки в Венисе», 1914; «Между двумя ливнями», 1914; «Лучший жилец», 1914 и др.) он, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли Чаплина: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка. Из фильма в фильм (а их только в 1914 году вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Во многом ему тут помогало его театральное прошлое: большинство трюков было заимствовано из английской пантомимы («Его новая профессия», 1914; «Ночь напролет», 1915; «Бродяга», 1915; «Женщина», 1915 и др.). Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Иммигранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью.

В полную силу эти тенденции проявились в 1920—30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан). Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925), которому, как и положено в голливудских мелодрамах, в финале улыбнулась удача, приведя его «от лохмотьев к богатству». «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.

Вскоре после выхода в свет этой ленты, вошедшей в десятку лучших фильмов всех времен, разразился скандал, которых в чаплинской биографии было довольно много. Несмотря на небольшой рост и «немужественный» облик, Чарли Чаплин пользовался огромным успехом у женщин. К тому же падкая на сенсации пресса сознательно раздувала его любовные истории и крах законных браков. Первый шум она подняла при расставании актера с актрисой Милдред Гаррис. Но, получив крупное отступное, она отпустила его с миром. Развод же с матерью своих двух сыновей, бездарной статисткой Литой Грей, чуть не стоил актеру карьеры в кино. Горечь, появившаяся у Чаплина после этой истории, отразилась в эксцентрической комедии «Цирк» (1928), где метафорическая сценка — маленькие злые обезьянки терзают идущего по канату Чарли — говорит о том, что актер не простил эту травлю американскому обществу. И хотя это был не лучший фильм Чаплина 1920-х годов, он получил специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».

Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»). История любви безработного бродяги к слепой цветочнице (Вирджиния Черрил) терпит крах, и в глазах понимающего это Чарли — грусть и отчаяние, которые он тщетно пытается скрыть робкой улыбкой. Эта линия все время перемежается «дружбой» героя с пьяницей-миллионером, показанной в откровенно сатирическом ключе.

Голос Чарли Чаплина зрители впервые услышали лишь в «Новых временах» (1936), где он поет на каком-то непонятном языке лирическую песенку. Но мимика и движения актера столь выразительны, что публика легко улавливает смысл грустного рассказа о том, как толстый франт соблазнил девушку фальшивым колечком. Принципиальным новаторством было и то, что здесь герой борется за свое право на жизнь и счастье не в одиночку, а с девушкой (Полет Годдар, исполнявшая эту роль, скоро стала третьей женой Чаплина). В двух этих фильмах комический образ обаятельного маленького бродяги немого периода перерастает в глубоко драматичный. Его душевная чистота и доброта противостоят и тупому равнодушию богачей, и грубости всесильной полиции, и бесчеловечности конвейерного производства.

В 1940 году выходит в свет «Великий диктатор», в котором помимо своей традиционной роли «маленького человека», на сей раз еврея-парикмахера, актер играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Удивительна его пластика, особенно в сцене игры с глобусом. Этот политический памфлет ярко отразил гражданскую позицию своего создателя, талантливо, лишь ему присущими средствами, разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу увенчала этот нелегкий, но столь необходимый в то время людям труд.

Послевоенный фильм Чарли Чаплина «Мсье Верду» (1947) снова показал столкновение маленького человека с обществом, но уже не в образе Чарли (в основу картины была положена реальная история француза Ландрю, убивавшего женщин ради наживы). Здесь же этой истории был придан социальный подтекст: оставшийся без работы в годы кризиса банковский служащий таким оригинальным способом кормил свою семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против этой ленты, ее создателя снова упрекали во всех смертных грехах — политических и моральных. Тогда он навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина 0'Нила, на которой женился в 1943 году после мирного развода с Полет, — и многочисленными детьми. Студию же арендовал в Англии.

Фильм «Огни рампы» (1952), где снимались не только члены его семьи, но и многие сподвижники молодости, в частности, Бестер Китон и Эдна Первиэнс, постоянная партнерша Чаплина с 1915 по 1923 год — история последней любви клоуна Калверо, во многом автобиографична. И хотя актер снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям. Как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку «Король в Нью-Йорке» (1957). Мелодрама же «Графиня из Гонконга» (1967), где актер появился в крохотной роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше актер в кино не снимался...

Гений Чарли Чаплина оказал глубокое влияние на развитие мирового кинематографа, хотя равных ему там так и не появилось. Фигура этого удивительного мастера по-прежнему стоит особняком. В 1954 году он был награжден советской Международной премией Мира. В 1972 году удостоен специального «Оскара» и в том же году получил Золотой приз МКФ в Венеции за свое творчество. В 1992 году Р. Аттенборо поставил фильм «Чаплин», где заглавную роль исполнил Роберт Дауни-младший.

 

 

 

445 лет со дня Рождения Шекспира

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года  в  маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на  реке Эйвон.  Его отец был ремесленником и купцом. Расс­каз о детстве и юности Шекспира полон красочных подроб­ностей. Однако наука не может признать их вполне досто­верными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему  пришлось внезапно покинуть Стратфорд.  Молодой  Шекспир  отправился в Лондон.

Оказавшись в незнакомом городе  без средств,  без  друзей и знакомых,  он, как утверждают распространенные  предания,  зарабатывал первое время на жизнь  тем,  что  караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные  господа.  Позже Шекспир стал служить в театре.  Он сле­дил,  чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписы­вал роли,  случалось,  заменял суфлера. Словом, задолго  до того, как великий драматург вывел на сцену своих ге­роев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.

Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать ма­ленькие  роли  в  театре, позднее  получившем  название  "Глобус ",  спектакли  которого  пользовались успехом в  Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказы­вания об актерском искусстве, а  главное,  великолепное  мастерство в построении пьесы,  свидетельствуют о пора­зительном знании законов сцены.

Впрочем, Шекспир писал не только пьесы.  Его сти­хотворения - сонеты пленяли современников и  продолжают  пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекс­пировские сонеты, благодаря превосходным переводам.

Но главным делом для Шекспира,  страстью  всей его  жизни была работа драматурга,  создание  пьес.  Огромно  мастерство  Шекспира как драматурга.  Язык его трагедий  отличается необыкновенным  богатством  и  красочностью.  Его драматургия  занимает  почетное место в репертуаре театров всего мира.Ликующая радость  жизни,  прославление   здравого,  сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего  человека - вот основное в первых пьесах Шекспира -  комедиях:  "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон в в летнюю ночь""Много шума из  ничего" "Двенадцатая  ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная  для эпохи Возрождения мысль:  человека нужно судить  не  по платью,  не по знанию,  не по сословию и богатству, а  по его поведению и личным качествам.

Трудно найти  в мировой драматургии пьесу такую же  сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю  ночь".  Поэтичное  воображение  Шекспира породило в ней  фантастические,  близкие к народным сказкам образы Горчичного  Зернышка,  Паутинки,  Мотылька.  Их  участие в  судьбе любящих приводит к счастливой развязке.Но благородным  гуманистическим  идеям Возрождения  не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с  горечью это ощущает.  В его следующих пьесах тоже выра­жены идеи Возрождения,  но краски пьес становятся  мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Воз­ рождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира  начинает  звучать тема гибели героев,  особенно дорогих  ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой трагедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга.  Лю­бовь их наталкивается на непреодолимую преграду - ста­ринную вражду семейств.  В неравном поединке с вековыми  предрассудками,  с кровавыми и бессмысленными законами,  Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся  с предубеждениями старины, заключена высокая нравствен­ная победа.

Пьесы Шекспира  шли  на  сцене  лондонского театра  "Глобус".  Театр " Глобус" был похож на  круглый  загон  под открытом небом.  Приезжий иностранец , посетивший в  1599 г.  первое представление Шекспира  "Юлий  Цезарь",  назвал  театр  "Глобус"  домом с соломенной крышей - он  имел в виду крышу над сценой. Свое название театр полу­чил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной  шар.

После постановки  "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг.  Шекспир создал самые великие свои  трагедии:  "Гамлет",  "Король Лир", "Макбет", "Отелло".

Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце.  Но  вдруг он с ужасом узнает:  он не умер,  он был  убит.  Убийца - родной брат убитого,  дядя Гамлета - не  только  унаследовал престол покойного короля,  но и женился на его вдове - матери Гамлета.

В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает  лицемерие коронованного преступника,  а затем  и  мстит  ему  за смерть отца.  Но это только внешние события пьесы.Трагедия рисует  сложные и трудные раздумья благородного человека о природе зла,  о порочном королевском  дворе,  о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях,  которыми поражен век,  словно бы " вывихнутый  в  своих  суставах". Великий русский критик В.Г.Белинский писал о  Гамлете:" Это душа,  рожденная для добра и еще в первый  раз увидевшая зло во всей его гнусности".

Одиночество Гамлета -  это  одиночество  человека,  который  опередил свое время,  находится с ним в траги­ческом разладе и потому погибает.

В последние  годы  творчества Шекспира (1608-1612)  его пьесы приобретают иной характер.  Они удаляются  от  реальной жизни.  В них звучат сказочные, фантастические  мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка",  "Буря"  -  Шекспир  осуждает  деспотизм  и своевластие,  встает на защиту дорогих ему идеалов,  прославляет силу  любви,  веру  и лучшие побуждения человека,  утверждает  естественное равенство всех  людей.  Восклицание  героя  одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - может служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру  Шекспира.

Шекспир - автор 37 пьес,  2 поэм , а также 154 сонетов, отличающихся   горячим   чувством,  насыщенных мыслью.  Творчество Шекспира является одной  из  вершин  художественной культуры эпохи Возрождения.

В 1612  году  Шекспир написал свою последнюю пьесу  "Буря". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пережил  разочарование в английском театре,  уходившем от  того великого пути,  по которому он его  вел  .А  может  быть  в  годы молчания он вынашивал замыслы новых гени­альных созданий, которым так и не суждено было появиться.

 Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему исполнилось 52 года.  Он  был  похоронен  в  церкви  родного  Стратфорда,  куда до сих пор приезжают почитатели его  таланта со всех концов мира,  чтобы поклониться  могиле  великого драматурга,  посетить дом, где он жил, посмот­реть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где  ставят только пьесы Шекспира.

 Международный День Танца

29 апреля

Международный день танца отмечается с 1982 года по решению Юнеско в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новера, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».

Жан Жорж Новер (29.4.1727-19.10.1810) - французский балетмейстер, ученик балетмейстера Л. Дюпре. Выступал как танцовщик и возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне.

Новер разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В
1759 вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новер обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.

В этот день весь танцующий мир будет отмечать свой профессиональный праздник - театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.

День Музеев

Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты, рассказывают, просвещают и работают в духе девиза "Музеи - это важное средство культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира разных народов". К празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, в музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проходят музейно-театральные представления.

Международный день музеев празднуется во всём мире с 1977 года, когда 11 генеральная конференция ICOM (International Council of Museums - Международный совет музеев), проходившая в Москве и Ленинграде, приняла решение по предложению российской делегации о ежегодном профессиональном празднике. Отметим, что предложение внесла И.А. Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Несколько лет понадобилось для того, чтобы общество осознало необходимость такого праздника.

С 1977 года у каждого Международного дня музеев есть своя тема и Международный Комитет Музеев всегда даёт обзор связанных с данной темой мероприятий, делая их доступными для всех. Так темой 1997-1998 годов была "Борьба против незаконного перемещения культурных ценностей", а тема 2005 года "Музей - мост между культурами".

Публика уже привыкла к тому, что 18 мая - Международный день музеев и планирует на этот день программу культурного отдыха. В праздник в музеях всегда много посетителей, даже когда он совпадает с рабочим днем. Посещение некоторых музеев и памятников культуры проходит по предварительной записи.

Уже несколько лет кроме Международного дня музеев проходит еще один праздник - Ночь музеев. Это уже инициатива французских коллег. В России Ночь музеев проводилась несколько раз, со временем Ночь музеев наберет популярность не менее, а может быть и более чем Международный день музеев.

на главную

Hosted by uCoz